Аспирантура21.09.2022 Валентин Пармон: «Это крупнейший интеграционный проект последнего пятилетия»Руководители Сибирского отделения РАН комментируют содержание дорожной карты СО РАН и ООО «Газпром трансгаз Томск» по реализации совместных проектов в области науки, техники и технологического развития, подписанной на XI Петербургском международном газовом форуме. Указанные в названии документа проекты относятся прежде всего к научному обеспечению экспортного газопровода «Сила Сибири — 2», строительство которого намечено на ближайшие годы. Дорожная карта по научному и научно-технологическому обеспечению этого мегапроекта составлена в рамках меморандума о долгосрочном взаимодействии ПАО «Газпром» и ФГБУ «СО РАН», подписанного 4 октября 2019 года в Москве, и соглашения о сотрудничестве между СО РАН и ООО «Газпром трансгаз Томск». Дорожной картой предполагаются следующие направления исследований: выявление и изучение памятников археологии по маршруту трубопровода «Сила Сибири — 2»; исследование культурного наследия народов, проживающих по маршруту (этнография, фольклористика, археография); исследование биоразнообразия по маршруту «Силы Сибири — 2»; мониторинг состояния трубопровода и всех обеспечивающих систем с использованием средств спутникового и воздушного (циклолеты, квадрокоптеры, пилотируемые аппараты) зондирования, уникального лазерного и геофизического оборудования; мониторинг состояния природных объектов в ходе эксплуатации «Силы Сибири — 2» по его маршруту. «Это минимальный набор компетенций, необходимый для успешной реализации проекта глобального масштаба, ― подчеркнул заместитель председателя СО РАН доктор физико-математических наук Сергей Робертович Сверчков. ― Институты Иркутска и Улан-Удэ, например, имеют необходимый опыт, аккредитацию и высококвалифицированный кадровый состав для разработки практически всех разделов строительной проектной документации. Есть опыт успешной работы этих институтов по участию в проектировании трубопроводных систем Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), нефтепровода Ангарск ― Дацин и других. Поэтому СО РАН и ПАО “Газпром трансгаз Томск” уже создали рабочую группу, основная цель которой ― в постоянном контакте согласовывать приоритетность и сроки выполнения тех или иных конкретных задач». Предусмотрено вовлечение в проект исследовательских коллективов с высокой международной репутацией: Института археологии и этнографии СО РАН, Института филологии СО РАН, Института автоматики и электрометрии СО РАН, Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН, Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, Института гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН, нескольких академических институтов эколого-биологического профиля, Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, ряда профильных структур из Иркутска, Якутска, Норильска, других городов Сибири. «Дорожной картой учитывается и то обстоятельство, что в наших институтах есть готовые методы и технологии, четко ложащиеся на задачи индустриального партнера», ― подчеркнул С.Р. Сверчков. В качестве примера он назвал автономный комплекс систем наблюдения за техническим состоянием конструкций, основанный на методах выделения стоячих волн из микросейсм и вибродиагностики. «Этот комплекс показал свою эффективность при выявлении дефектов промышленных сооружений в ходе Большой Норильской экспедиции, теперь он используется в работе Научно-исследовательского центра “Экология” СО РАН для выполнения схожих задач на постоянной основе», ― дополнил заместитель председателя Сибирского отделения. Не менее важной задачей он обозначил мониторинг состояния непосредственно транспортной трубы: контроль за её целостностью, отсутствием протечек и врезок. «Дорожной картой предусмотрено создание комплексной системы мониторинга трубопровода и его узлов, ― рассказал Сергей Сверчков. ― Она основана на методиках дистанционного зондирования и постоянного автоматизированного анализа информации в реальном времени». «Предметное и взаимовыгодное сотрудничество с крупнейшими российскими корпорациями и компаниями было, есть и будет важнейшей отличительной чертой Сибирского отделения, ― подытожил председатель СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон. ― Эта деятельность поставлена на системную основу пять лет назад и резко актуализировалась в текущем году: проблема технологического суверенитета встала в полный рост. С Норникелем, Татнефтью и другими индустриальными партнёрами мы уже осуществили несколько крупных комплексных проектов. Но программа взаимодействия по «Силе Сибири — 2» видится как крупнейший интеграционный проект последнего пятилетия. Крупнейший и мощнейший по всём параметрам: сложности и многообразию решаемых задач, предельно сжатым срокам их выполнения, по количеству задействованных организаций и специалистов. И, что немаловажно, по глубине междисциплинарного взаимодействия ― впервые за несколько лет в интеграционный проект промышленного профиля включаются гуманитарии». Фото пресс-службы ООО «Газпром Трансгаз Томск» Источники: Валентин Пармон: "Это крупнейший интеграционный проект последнего пятилетия" – Наука в Сибири (sbras.info), Новосибирск, 15 сентября 2022. Валентин Пармон: "Это крупнейший интеграционный проект последнего пятилетия" – Академгородок (academcity.org), Новосибирск, 16 сентября 2022. К созданию газопровода "Сила Сибири - 2" в Китай привлекут ученых СО РАН – Официальный сайт г. Новосибирск (nsknews.info), Новосибирск, 16 сентября 2022. Валентин Пармон: "Это крупнейший интеграционный проект последнего пятилетия" – Поиск (poisknews.ru), Москва, 16 сентября 2022. К созданию газопровода "Сила Сибири - 2" в Китай привлекут ученых СО РАН – Новости Новосибирска (novosibirsk-news.net), Новосибирск, 16 сентября 2022. К созданию газопровода "Сила Сибири - 2" в Китай привлекут ученых СО РАН – БезФормата Новосибирск (novosibirsk.bezformata.com), Новосибирск, 16 сентября 2022.
|