19.02.2018 День науки в ИАиЭ СО РАН: экскурсия для школьников и студентовВ честь Дня российской науки Институт автоматики и электрометрии СО РАН открыл свои двери для школьников и студентов Новосибирска и Бердска. Для ребят были организованы экскурсии по лабораториям Института. Всего в экскурсии участвовало около 80 учащихся: из Бердского электромеханического колледжа, гимназии «Горностай», школы № 119 и Специализированного учебно-научного центра НГУ (ФМШ, Новосибирск). Они посетили несколько лабораторий Института, в каждой из которых специалисты рассказали, чем они занимаются и продемонстрировали свои разработки. Организовал мероприятие Совет молодых учёных ИАиЭ СО РАН (председатель – старший научный сотрудник к.ф-м.н. И.А. Лобач). Приветствуя участников экскурсии, И.А. Лобач отметил основные направления, которыми занимаются в Институте: «Это – оптика и лазеры (всё, что связано со светом), а также автоматизация экспериментов и программирование». Лаборатория оптических информационных систем К.т.н. Е.Ф. Пен рассказал об особенностях применения голографии в современном мире: для формирования трёхмерных изображений с помощью голографических стереограмм, создания голографического прицела, разработки голографических устройств памяти и перспектив технологии голографических дисплеев и телевидения. Спектрометры позволяют определить химический состав веществ и материалов. «Каждый элемент периодической системы Менделеева обладает индивидуальным набором спектральных линий в спектре излучения. По ним элементы отличить даже проще, чем людей по отпечаткам пальцев, – поясняет А.А. Дзюба. – Спектральный анализ широко используется, например при поиске полезных ископаемых или контроле химического состава питьевой воды». Лаборатория волоконной оптики С процессом «склейки» оптического волокна познакомила ребят А.Ю. Ткаченко: «В нашей лаборатории на основе волокон мы делаем лазеры. Для соединения мы используем специальные сварочные аппараты». Лазеры применяются в сенсорных приборах, например в датчиках для измерения температуры или для передачи информации. А.Ю. Ткаченко показала работу лазера, излучение которого находится в инфракрасной области спектра и не видно человеческим глазом. Но его можно увидеть с помощью специального прибора – визуализатора. Лаборатория физики лазеров Лазер в действии продемонстрировал к.ф.-м.н. С.Л. Микерин, также он рассказал о явлении светоиндуцированного дрейфа, открытом в ИАиЭ СО РАН. К.ф.-м.н. С.Н. Атутов показал, как лазеры используются в настройке телескопов, чтобы колебания атмосферы не искажали наблюдаемое в них изображение, а также объяснил проявление энтропии в явлении светоиндуцированного дрейфа. Лаборатория нечётких технологий С помощью беспилотных летательных аппаратов можно решать разные задачи: военные, гражданские, научные. К.т.н. К.Ю. Котов показал, как собранный в лаборатории квадрокоптер с помощью разработанного здесь же программного обеспечения может выполнять лётные программы, например облетать периметр здания или помогать геологам в измерениях магнитного поля. Лаборатория дифракционной оптики Сотрудники лаборатории к.т.н. Р.К. Насыров и В.Н. Хомутов рассказали о применениях дифракционных элементов для проверки качества больших зеркал астрономических телескопов. По принципу таких элементов в лаборатории была разработана интраокулярная бифокальная линза (искусственный хрусталик глаза), которая позволяет людям восстановить зрение одновременно в ближней и дальней зоне. Лаборатория спектроскопии конденсированных сред Что знают школьники об оптической спектроскопии, выяснял к.ф.-м.н. К.А. Окотруб. Он напомнил ребятам о свойствах цвета, о том, что каждому оттенку соответствует своя энергия излучения. С помощью рассеяния света можно многое узнать о свойствах различных материалов, таких как вода или органические соединения, входящие в состав живых клеток. «Фосфолипиды – это основные кирпичики, из которых состоят клеточные мембраны, – пояснил К.А. Окотруб. – Изучение свойств фосфолипидов помогает в разработке новых методов адресной доставки лекарственных веществ и исследовании процессов, происходящих при криоконсервации (заморозке клеток)». Лаборатория лазерной графики В этой лаборатории несколько направлений, о которых рассказали к.т.н. В.П. Бессмельцев и В.В. Вилейко. Так, здесь разрабатывают способы создания изображений с помощью лазеров. В паспортах нового поколения предполагается дополнительно наносить фотографию владельца с помощью лазерной перфорации. Фемтосекундные лазерные системы, создаваемые в ИАиЭ СО РАН, наносят изображение сеток субмикронного разрешения, используемое в точных оптических системах контроля и наведения. Лаборатория программных систем машинной графики «Здесь занимаются программно-аппаратными системами, связанными с телевизионной графикой: видео, звук, наложение титров» – об этом рассказал И.Г. Таранцев. Например, тестируют различные алгоритмы для технологии хромакей, когда на видео с камеры вместо зеленого или синего фона подкладывается динамическое синтезированное изображение. В лаборатории можно получить опыт разработки высокопроизводительных интегральных схем и устройств обработки данных. Институт автоматики и электрометрии СО РАН приглашает учащихся, которые захотят продолжить знакомство с наукой, получить образование и прийти сюда на работу, здесь будут рады молодым специалистам.
Фото Н.Н. Максимовой, Н.Г. Потатуркиной, Е.А. Виберг, О. Прокудиной Дополнительно по теме: Студенты Бердского электромеханического колледжа – участники мероприятий в рамках празднования Дня российской науки – Бердский электромеханический колледж (bemt.ru), Бердск, 12 февраля 2018. Презентация о посещении Института автоматики и электрометрии (pdf) – Бердский электромеханический колледж.
|